Календарь
« Февраль 2025 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » Родителям
Можно ли с первых коротеньких фраз понять как развивается звукопроизносительная сторона речи ребёнка? Когда начинать бить тревогу, и надо ли делать это вообще, или стоит подождать какое-то время и начинать бороться с недостатками произношения звуков перед школой? Обращать внимание на то как формируется звукопроизношение ребёнка просто необходимо, но для этого нужно знать определённые закономерности его становления. В статье "Мы растём" рассмотрена таблица с приведёнными в ней примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков. Но что такое "окончательное усвоение"? Давайте рассмотрим, как отдельные звуки должны произноситься в норме. Какие бывают нарушения данного процесса, и на какие из них следует обращать внимание сразу, а какие не требуют исправления до определённого возраста. Свистящие звуки. Артикуляционная поза.
С
|
С`
|
З
|
З`
|
Ц
|
губы растянуты в улыбку
|
сходно с позой звука С
(твёрдого)
|
см. звук С
|
см. звук С
|
сходно с позой звука С
(твёрдого)
|
зубы заборчиком со щелью
|
см. звук С
|
см. звук С
|
см. звук С
|
звук "рождается" как бы из двух звуков Т и С
|
кончик языка за нижними зубами
|
спинка языка более приподнята и
выгнута по направлению к твёрдому нёбу, весь язык напряжён, кончик сильнее
упирается в нижние резцы
|
незначительный подъём спинки
языка
спинка языка более приподнята и выгнута по
направлению к твёрдому нёбу
|
весь язык напряжён, кончик
сильнее упирается в нижние резцы
|
смыкание передней части спинки
языка с твёрдым нёбом (у альвеол) и размыкание языка с нёбом при выдыхании
воздуха
|
воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка свист длительный
|
см. звук С
|
голосовые связки сомкнуты и
вибрируют (в отличие от С), выдох менее напряжён
|
см. звук З
|
см. звук С
|
Недостатки произношения свистящих звуков требующие внимания и логопедической коррекции - сигматизм свистящих звуков (искажения). Обычно внутри группы наблюдаются нарушения всех звуков по одному принципу. Межзубный сигматизм. Наиболее распространённое нарушение произношения в данной группе. Характерный для звуков свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами.
Губно-зубной сигматизм. В образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф).
Боковой сигматизм. Выдыхаемая воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю. Вместо звука слышится шум.
Смягчение твёрдых звуков.
Замены звуков, - парасигматизм, оглушение звонких и озвончение глухих звуков до определённого возраста не имеют острой необходимости в логопедической коррекции, однако обязательно получите консультацию специалиста. Призубный парасигматизм. Язык приобретает смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук, схожий со взрывным Т, или при звонком, - Д. При звуке Ц его артикуляция упрощается и он становится одноэлементным, произносится как С или как Т.Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляционную позицию, характерную для звука Ш, или смягчённого шипящего звука, напоминающего укороченный Щ.
|
|
|