Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2012 » Июнь » 16 » Артикуляционная гимнастика
21:55 Артикуляционная гимнастика |
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специально подобранных
упражнений для органов артикуляции, направленных на исправление
недостатков произношения. Она является основой формирования речевых звуков -
фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и
патогенеза; включает упражнения для тренировки подвижности органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,
мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков,
так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков. Все
упражнения артикуляционной гимнастики, условно, можно разделить на
несколько комплексов: "общие" и "постановочные" упражнения. Общие упражнения направленны на развитие подвижности органов речевого аппарата, отработку центрального выдоха, когда воздушная
струя проходит по середине языка.
Этот комплекс рекомендуется выполнять детям,
с любыми недостатками звукопроизношения. Постановочные упражнения направлены на отработку артикуляционных позиций различных групп звуков: свистящих [с, з, ц], шипящих [ш, ж,
ч, щ], звуков [р], [л].
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения
3-4 раза в день по 3-5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. - Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). - При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. - Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок
выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить
новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его
закрепления можно придумать новые игровые приемы. - Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. В таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в
спокойном положении. -
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно
воспользоваться небольшим зеркалом на подставке, в этом случае взрослый
должен находиться напротив ребенка лицом к нему. - Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Регулярное выполнение
артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость); - улучшить
подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ,
щёк; - научить
ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; - увеличить
амплитуду движений; - уменьшить
спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; - подготовить
ребёнка к правильному произношению звуков.
Полезные советы
- Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие
звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела,
артикуляционных органов и как ориентируется в них. Обращаем
ваше внимание на то, что не рекомендуется одновременно
работать над звуками, которые требуют подъёма языка [ш, ж, р, л], и
свистящими [с, з, ц], при произношении которых язык находится внизу. - Так же необходимо выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он
показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу;
различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной
гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка. - Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. - Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом
случае вы можете сесть друг против друга. Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают
картинки, а затем выполняют упражнения. Детям, ориентированным на слуховое
восприятие, особенно важно прослушать стихотворение-описание. - Для выполнения некоторых упражнений вам может понадобиться соска
(для детских бутылочек), шпатель, чайная ложка,
стерильный медицинский бинт. Непременное условие - чистые руки ребёнка и
родителей. - Помните, что упражнение
необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. - Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте
недовольство, если что-то не получается.
- Занятия артикуляционной гимнастикой с ребёнком 4 лет, помогут ему своевременно
овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить
артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно
освоить не смог.
Но прежде всего вы должны проконсультироваться
с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика
только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!
|
Категория: Артикуляционная гимнастика |
Просмотров: 1077 |
Добавил: Natali
| Рейтинг: 5.0/1 |
|