Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2012 » Июнь » 09
1 "маляр" Язык - как кисточка моя, и ею нёбо крашу я.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить»кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
2 "барабанщик" За зубами в бугорок бьёт широкий язычок.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).
3 "лошадка" Рот широко открываю, к нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, и раздаётся щелчок.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
4 "грибок" Широко открою рот, будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, челюсть вниз - и вся учёба.
Описание.
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы
подъязычная связка была натянута ("ножка гриба"). Удерживать в таком
положении 5-10 секунд.
5 "гармошка" Присосу язык на нёбо, а теперь смотрите в оба: ходит челюсть вверх и вниз - у неё такой круиз.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
6 "кучер" Губы вместе я сведу, через губы буду дуть. Поиграю я в игру и скажу лошадке: "Тпру!"
Описание.
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и
слышен характерный звук "тпру-у-у". Вариант: положить между губ широкий
край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами.
7 "парус" Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотри, к зубкам верхним изнутри.
Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
8 "иголочка" Улыбаюсь: вот шутник - узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, вылез длинный язычок.
Описание. Открыть
рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и
удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
9 "маятник" Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15раз.
10 "змейка" А у змейки язычок узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперёд: Как же он не устаёт?
Описание. Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад.
11 "индюк" Широко открыт мой рот, язычок - назад, вперёд. Лижет "чашечкой" губу и "болбочет" на бегу.
Описание. Приоткрыть
рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком
языка по верхней губе вперёд и назад как бы поглаживая её. Темп движений
постепенно убыстрять, затем включит голос, пока не послышится "бл-бл".
12 "пароход" Вывожу язык вперёд, закушу его - и вот: «Ы» тяну - и к нам идёт белый-белый пароход.
Описание. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его между зубами и петь звук "ы". Тёплый воздух выходит по бокам.
|
Можно ли с первых коротеньких фраз понять как развивается звукопроизносительная сторона речи ребёнка? Когда начинать бить тревогу, и надо ли делать это вообще, или стоит подождать какое-то время и начинать бороться с недостатками произношения звуков перед школой? Обращать внимание на то как формируется звукопроизношение ребёнка просто необходимо, но для этого нужно знать определённые закономерности его становления. В статье "Мы растём" рассмотрена таблица с приведёнными в ней примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков. Но что такое "окончательное усвоение"? Давайте рассмотрим, как отдельные звуки должны произноситься в норме. Какие бывают нарушения данного процесса, и на какие из них следует обращать внимание сразу, а какие не требуют исправления до определённого возраста. Свистящие звуки. Артикуляционная поза.
С
|
С`
|
З
|
З`
|
Ц
|
губы растянуты в улыбку
|
сходно с позой звука С
(твёрдого)
|
см. звук С
|
см. звук С
|
сходно с позой звука С
(твёрдого)
|
зубы заборчиком со щелью
|
см. звук С
|
см. звук С
|
см. звук С
|
звук "рождается" как бы из двух звуков Т и С
|
кончик языка за нижними зубами
|
спинка языка более приподнята и
выгнута по направлению к твёрдому нёбу, весь язык напряжён, кончик сильнее
упирается в нижние резцы
|
незначительный подъём спинки
языка
спинка языка более приподнята и выгнута по
направлению к твёрдому нёбу
|
весь язык напряжён, кончик
сильнее упирается в нижние резцы
|
смыкание передней части спинки
языка с твёрдым нёбом (у альвеол) и размыкание языка с нёбом при выдыхании
воздуха
|
воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка свист длительный
|
см. звук С
|
голосовые связки сомкнуты и
вибрируют (в отличие от С), выдох менее напряжён
|
см. звук З
|
см. звук С
|
Недостатки произношения свистящих звуков требующие внимания и логопедической коррекции - сигматизм свистящих звуков (искажения). Обычно внутри группы наблюдаются нарушения всех звуков по одному принципу. Межзубный сигматизм. Наиболее распространённое нарушение произношения в данной группе. Характерный для звуков свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами.
Губно-зубной сигматизм. В образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф).
Боковой сигматизм. Выдыхаемая воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю. Вместо звука слышится шум.
Смягчение твёрдых звуков.
Замены звуков, - парасигматизм, оглушение звонких и озвончение глухих звуков до определённого возраста не имеют острой необходимости в логопедической коррекции, однако обязательно получите консультацию специалиста. Призубный парасигматизм. Язык приобретает смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук, схожий со взрывным Т, или при звонком, - Д. При звуке Ц его артикуляция упрощается и он становится одноэлементным, произносится как С или как Т.Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляционную позицию, характерную для звука Ш, или смягчённого шипящего звука, напоминающего укороченный Щ.
|
|
|