1.Довербальный - приходится на первый год жизни. В
этот период в ходе довербального общения с окружающими продолжают формироваться
предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия,
обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями
является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих -
предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая
дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает
чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный
этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний
взрослого, возникновением пассивной речи. Он включает в себя следующие этапы звукового оформления речи:
2-3 месяца: гуление (произнесение
звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение
одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать
звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые
осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);
2.
Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок
начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается
фонематический слух. Для этого этапа характерным явлением считается «словотворчество».
Ребёнок придумывает и упрощает слова и с успехом употребляет их в своем
лексиконе.
Большое значение для своевременного овладения ребенком
речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют
условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком,
деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3.
Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее
отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий
контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение
грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и
грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с
окружающими людьми.
Так,
на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов
становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и
множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок
владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К
началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу
дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами
словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и
понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации)
становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь -
развернутая и грамматически оформленная.
Однако
элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует
указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы
ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения.
Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности
для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон
речи - как устной, так и письменной.
|