Суббота, 04.05.2024, 12:05
Меню сайта
Друзья сайта
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Июнь » 09
1 "маляр"
Язык - как кисточка моя, и ею нёбо крашу я.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить»кончиком языка твёрдое нёбо («пото­лок»), делая движения языком вперёд-назад.

2 "барабанщик"
За зубами в бугорок бьёт широкий язычок.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно про­износим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

3 "лошадка"
Рот широко открываю, к нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок, и раздаётся щелчок.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы­тами»).

4 "грибок"
Широко открою рот, будто щёлкну я вот-вот. Присосу язык на нёбочелюсть вниз - и вся
учёба.

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута ("ножка гриба"). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

5 "гармошка"
Присосу язык на нёбо, а теперь смотрите в оба: ходит челюсть вверх и вниз - у неё такой круиз.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положе­нии.

6 "кучер"
Губы вместе я сведу, через губы буду дуть. Поиграю я в игру и скажу лошадке: "Тпру!"

Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук "тпру-у-у". Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами.

7 "парус"
Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотри, к зубкам верхним изнутри.

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

8 "иголочка"
Улыбаюсь: вот шутник - узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, вылез длинный язычок.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

9 "маятник"
Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15раз.

10 "змейка"
А у змейки язычок узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперёд: Как же он не устаёт?

Описание. Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад.

11 "индюк"
Широко открыт мой рот, язычок - назад, вперёд. Лижет "чашечкой" губу и "болбочет" на бегу.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включит голос, пока не послышится "бл-бл".

12 "пароход"
Вывожу язык вперёд, закушу его - и вот: «Ы» тяну - и к нам идёт белый-белый пароход.

Описание. Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его между зубами и петь звук "ы". Тёплый воздух выходит по бокам.
Категория: Артикуляционная гимнастика | Просмотров: 1355 | Добавил: Natali | Дата: 09.06.2012 | Комментарии (0)

Можно ли с первых коротеньких фраз понять как развивается звукопроизносительная сторона речи ребёнка? Когда начинать бить тревогу, и надо ли делать это вообще, или стоит подождать какое-то время и начинать бороться с недостатками произношения звуков перед школой?
Обращать внимание на то как формируется звукопроизношение ребёнка просто необходимо, но для этого нужно знать определённые закономерности его становления. В статье "Мы растём" рассмотрена таблица с приведёнными в ней примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков. Но что такое "окончательное усвоение"? Давайте рассмотрим, как отдельные звуки должны произноситься в норме. Какие бывают нарушения данного процесса, и на какие из них следует обращать внимание сразу, а какие не требуют исправления до определённого возраста.
Свистящие звуки. Артикуляционная поза.

С

С`

З

З`

Ц

губы растянуты в улыбку

сходно с позой звука С (твёрдого)

см. звук С

см. звук С

сходно с позой звука С (твёрдого)

зубы заборчиком со щелью

см. звук С

см. звук С

см. звук С

звук "рождается" как бы из двух звуков    Т и С

кончик языка за нижними зубами

спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твёрдому нёбу, весь язык напряжён, кончик сильнее упирается в нижние резцы

незначительный подъём спинки языка
спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твёрдому нёбу

весь язык напряжён, кончик сильнее упирается в нижние резцы

смыкание передней части спинки языка с твёрдым нёбом (у альвеол) и размыкание языка с нёбом при выдыхании воздуха

воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка свист длительный

см. звук С

голосовые связки сомкнуты и вибрируют (в отличие от С), выдох менее напряжён

см. звук З

см. звук С


Недостатки произношения свистящих звуков требующие внимания и логопедической коррекции - сигматизм свистящих звуков (искажения). Обычно внутри группы наблюдаются нарушения всех звуков по одному принципу.
Межзубный сигматизм. Наиболее распространённое нарушение произношения в данной группе. Характерный для звуков свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами.

Губно-зубной сигматизм. В образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука Ф).

Боковой сигматизм. Выдыхаемая воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю. Вместо звука слышится шум.

Смягчение твёрдых звуков.

Замены звуков, - парасигматизм, 
оглушение звонких и озвончение глухих звуков до определённого возраста не имеют острой необходимости в логопедической коррекции, однако обязательно получите консультацию специалиста.
Призубный парасигматизм. Язык приобретает смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук, схожий со взрывным Т, или при звонком, - Д. При звуке Ц его артикуляция упрощается и он становится одноэлементным, произносится как С или как Т.


Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляционную позицию, характерную для звука Ш, или смягчённого шипящего звука, напоминающего укороченный Щ.
Категория: Родителям | Просмотров: 1140 | Добавил: Natali | Дата: 09.06.2012 | Комментарии (0)